Шкивы
Шкив – это изделие, чаще всего, из металла (сталь, чугун и т.д.), которое служит для передачи вращательно движения от приводного механизма к ведомому с помощью ремня. Шкивы так же предназначены, для изменения крутящего момента ведомого шкива. Шкивы всегда используются в паре. Передача вращательно движения от одного шкива другому осуществляется с помощью клинового и плоского ремня.
Конструктивные особенности шкивов
Шкив представляет собой круглую болванку, в центре, которой, находиться отверстие для сопряжения с приводным или ведомым механизмом, по наружному диаметру расположены канавки, чаще всего имеющие форму клина. Канавка (ручей) служит для того, что бы, посредством силы трения между шкивом и установленным ремнем, передать крутящий момент от ведущего шкива к ведомому.
Профиль канавки шкива имеет несколько стандартных профилей (ручьев):
- Профиль «Z»;
- Профиль «A»;
- Профиль «B»;
- Профиль «C»;
- Профиль «D».
Количество ручьев может быть 1, 2 и более, в зависимости от силы передаваемой нагрузки.
Профиль ручья, так же, зависит от силы необходимой передаваемой нагрузки.
Так как шкивы используются в паре, то диаметр шкивов подбирается в зависимости от необходимой скорости вращения ведомого механизма и силы необходимой передаваемой нагрузки.
После изготовления шкивы подвергаются балансировке для снижения дисбаланса и увеличения срока службы механизмов.
Основным преимуществом клиноременной передачи с применением шкивов - это бесшумность хода.
При резком приложении силы к шкиву, возможно проскальзывание ремня. Для механизмов, где проскальзывание ремня не допустимо, используются специальные зубчатые шкивы. Использование шкивов, широкое применение получило в промышленном машиностроении, автомобилестроение, где необходимо передать момент между двумя и более точками, имеющими большое межосевое расстояние.
Пример: - передача вращения от электродвигателя на рабочее колесо вентилятора, с изменённой номинальной скоростью вращения электродвигателя на рабочем колесе, для изменения рабочих характеристик вентилятора (скорости потока и производительности по воздуху).